Беседа может быть целительна, помогать человеку справиться с какими-то жизненными трудностями или задачами — на этом основаны все методы психологического консультирования в более чем вековой истории, в том числе и нарративный подход в психотерапии. В каждом подходе эта беседа ведется по-разному и в ее основе заложены определенные идеи.
Поговорить с умом может оказаться полезно.
На чем основана “нарративная беседа”?
Основные идеи нарративной терапии
В основе нарративной терапии лежит метафора истории (narrative — рассказ, повествование, история). В центре внимания работы с психологом — это история, которую человек рассказывает о своей жизни, событиях и ситуациях.
Мы осмысливаем свою жизнь и опыт, конструируем свою идентичность в виде истории — последовательности событий, объединенных темой или сюжетом. Не существует такой вещи как жизнь сама по себе, отдельно от истории. Истории — мощное средство формирования индивидуального и социального опыта.
То, каким человек видит себя в этих историях, влияет сформированное им представление о себе. Наше представление о себе — это переменная.
Нарративный практик может предложить вопросы, которые помогут проанализировать историю своей жизни, увидеть противоречия, сформулировать альтернативный взгляд на описанные события и на самого себя, найти предпочитаемое направление развития и создать опоры для его развития.
Человек может научиться “писать” — проживать новую историю своей жизни.
Психолог в нарративной терапии (нарративный практик):
Психолог — эксперт в задавании “хороших вопросов”, помогающих людям достигать своих целей в терапии. Человек в беседе с психологом, нарративным консультантом — эксперт в своей жизни и все более развивает эту собственную экспертность.
Возможные цели нарративной терапии:
- Преобразовать проблемную историю в предпочитаемую, преодолеть последствия травматического опыта.
- Определить предпочитаемые способы жизни и взаимодействия с собой и другими. Создать пространство для развития предпочитаемой истории жизни.
- Поддержать способность человека влиять на свою жизнь, стать в большей степени автором предпочитаемой истории своей жизни.
- Содействовать воплощению предпочитаемой истории в отношениях с другими людьми, через объединение людей в сообщества заботы и поддержки.
Взгляд на проблемы в жизни человека с точки зрения нарративного подхода
Проблема не в человеке. Проблема — в проблеме.
— основоположник нарративного подхода М. Уайт
В нарративной терапии создается пространство для отделения человека от проблемы. Это один из наиболее характерных принципов нарративного подхода — “экстернализация” — преодоление привычки патологизации людей.
Человек может взять себе свою власть над проблемой и ответственность. Человек может уменьшить влияние на него травмирующего опыта, негативных представлений о себе, влияния стыда, вины, ненависти к себе и иных подобных парализующих переживаний и менять свою жизнь в желаемую сторону, совершив осознанный выбор.
Для отделения человека от проблемы и обретения власти над ней используется “экстернализирующий язык”. С помощью этого языка можно научиться относится к проблеме как к отдельному объекту, а не личному качеству человека.
Пример: человек может говорить о себе “я — неудачник”. На экстернализующем языке об этом убеждении психолог может спросить “Вам кажется вы часто испытываете неудачи в жизни?” Или “я — трудоголик (алкоголик и т.п.)». Иначе — “есть проблема трудоголизм (алкоголизм или зависимость от алкоголя и т.п.)”
Кто-то говорит, будто бы такая техника снимает с человека ответственность за его жизнь. Можно подумать, что если проблема отделяется от личности, то и нет ответственности за совершаемые действия. Но нарративный подход не предполагает поиск виноватых, не стремится вызывать в человеке чувство стыда или укорить его в чем-то. В нарративной психологии человек несет ответственность за выстраивание отношения с проблемой.
Заняв дистанцию от проблемы, можно исследовать ее влияние, занять позицию по отношению к проблеме и ее последствиям, найти области жизни, свободные от влияния проблемы и опереться на этот опыт. В процессе овладения и преодоления проблемного опыта находятся смыслы жизни, проясняются ценности, намерения, потребности, желания и мечты, развиваются умения и навыки. Человек усиливает и развивает предпочитаемое направление жизни, тем самым уменьшая власть проблемной истории.
Утверждение «Я — алкоголик» имеет скорее разрушительный эффект, признание, что человек сдался проблеме и она захватила его целиком. Будто бы нет ничего в нем, кроме алкоголизма. Перефразирование на экстернализующий язык может звучать как «Я борюсь с проблемой алкоголизма». Это может освободить человека от ненависти к себе, обреченности. Наоборот, таким образом он поддерживает свое решение разобраться с проблемой, которая мешает его жизни. Это ответственная и проактивная позиция.
Если у человека есть какая-то проблема, часто общество присваивает ему обобщенные характеристики, связанные с ней и смотрит на него как носителя прежде всего этих характеристик. В такой позиции всегда присутствует обвинение, пренебрежение и унижение.
Проблема, кроме прочего, — это социальная и личная конструкция, которую можно и необходимо трансформировать для развития предпочитаемой истории.
Личное — это социальное
Нарративный терапевт может помочь человеку увидеть проблему в социальном контексте и взять больше ответственности за свою жизнь.
Прояснение отношения клиента к проблеме, с которой он пришел, то, какими он видит причины ее возникновения происходит в процессе “Деконструкции”. Психолог помогает рассмотреть культурный и социальный контекст, к которому принадлежит человек. Многие идеи человека, согласно которым он живет свою жизнь не являются его собственными. Нарративный специалист поможет определить подходит ли самому человеку эта идея? А если нет, то прояснить и развить какие-то другие, более предпочитаемые человеком идеи и ценности.
Если допустить, что проблемы не в людях, а в социальном контексте, проблемы перестают быть уникальными. Всегда есть и другие люди, обладающие опытом переживания и преодоления сходной проблемы. Люди не одиноки в своем страдании.
Людям нужны другие люди — собеседники, слушатели, со-участники, со-творцы историй. Нарративный консультант вступает в отношения с человеком таким собеседником, который задает “хорошие вопросы” . “Хорошие вопросы” способствуют выстраиванию желаемого, предпочтительного для человека направления жизни.
Проект идентичности
Идентичность как целостное представления личности о себе не дана человеку как нечто готовое.
Нарративное мировозрение основано на идее, что идентичность человека постоянно пересоздается в деятельности и общении.
Человек может поставить перед собой задачу сформулировать свою идентичность, отталкиваясь от своей сущности и своего опыта. В этом контексте идентичность превращается в проект, который в нарративной терапии возможно создать и воплощать в жизнь.
Каждый контакт клиент-терапевт уникален, как и жизнь каждого человека
Хотя в нарративном подходе есть специфические психотерапевтические техники как описанные выше, так и “пересочинение/восстановление авторской позиции”, “восстановление участия”, “признание самоопределения” и пр., в каждом новом контакте клиент-терапевт могут изобретать свои собственные методы и приемы, наиболее подходящие для истории жизни человека и задач развития.
Справка для наиболее любознательных:
Заметки об истории нарративного подхода в психотерапии
Нарративный подход или нарративная практика — относительно молодое направление в психологии и психотерапии. Его начали развивать в 70−80-х годах прошлого века австралийский психолог Майкл Уайт и новозеландский психотерапевт Дэвид Эпстон.
С тех пор этот подход активно применяется и развивается в консультировании, обогащается новыми идеями и практиками.
Майкл Уайт во время работы в психиатрической клинике увлекся идеями французского философа, преподавателя психологии, “историка настоящего” Мишеля Фуко — об общественных нормах, власти, идентичности и пр. Нарративная практика во многом основана на философских идеях М.Фуко. Три ключевых для творчества Фуко вопроса: Что можно знать? Что следует делать? Что есть человек?
«Люди любой эпохи пребывают в дискурсе, как в аквариуме, который лишь кажется прозрачным, и не ведают, что представляет собой этот аквариум и даже что он существует. Общепринятые мнимости и дискурсы меняются с течением времени, но в каждую эпоху считаются истинными». — характеризует приятель М.Фуко Поль Вен его взгляды.
М.Фуко занимался деконструкцией, стремясь преобразовать философию и очистить понимание общественных отношений, устройство человеческих отношений, взгляд на человека в социуме от мифов, от того, что «само собой разумеется» и «основано на здравом смысле» (но при этом на самом деле меняется от эпохи к эпохе, представляя собой выражение тех или иных дискурсов).
“…Все мои исследования подчеркивают произвольный характер человеческих институтов и показывают нам, каким пространством свободы мы еще располагаем и каковы те изменения, которые мы еще можем осуществить.” — М.Фуко
Другим вдохновителем создателей нарративной практики был американский психолог, педагог Джером Брунер. Брунер исследовал то, каким образом желания, ценности, жизненные принципы влияют на человеческое восприятие, его картину мира. То, какими человек видит себя и других людей, события жизни, объекты в ней определяется мотивами, целями, установками, защитными механизмами, и это может меняться под их влиянием и в результате их изменения. Дж.Брунер развивал идею нарративного мышления, противопоставляя его парадигматическому (логико-научному). Понятие как устроено “нарративное мышление” — и есть задача психологии, по мнению Дж.Брунера.
Много и других людей и идей связаны с развитием нарративного подхода в терапии. Но эта четверка — основные, с которых все началось. Как в рок-музыке новую эпоху открыла четверка The Beatles.