#яНеБоюсьСказать — хэштэг в Facebook, под которым пользователи, в основном женщины, начали публично говорить о сексуальном насилии, которому когда-то подверглись…
Я писала свою историю, я читала другие истории, читала помогающие, поддерживающие и развивающие статьи, старалась не читать глупые, испуганные и оскорбительные статьи и комментарии… Мне не давало покоя то, что сексуальная безопасность женщины находится не только в контексте половых отношений, это и о другом событии сексуальной жизни.
Роды – не только физиологический процесс. Роды – событие сексуальной жизни.
Половой акт, роды и лактация – события, которым сопутствует одинаковый гормональный фон, в них воспроизводятся схожие модели поведения. Современные физиологи рассматривают сексуальность как единое целое.
«Целостный взгляд на все события сексуальной жизни, вытекающий из данных современной биологии, диктует некоторые практические выводы», — пишет М.Оден в книге «Научное познание любви».
«Становится понятно, почему рутинное вмешательство среды в какой-либо эпизод сексуальной жизни сказывается на всей нашей сексуальности в целом – на культурном уровне. Такой целостный подход также помогает объяснить данные антропологии, из которых следует, что в тех обществах, где половая жизнь находится под строгим контролем, женщины рожают труднее.»
Практические выводы от понимания того, что роды – событие сексуальной жизни, заключаются и в том, что грубое вмешательство в них причиняет травмы сходные с травмой от сексуального насилия.
[…]
«Самые частые жалобы женщин по всему миру касательно их опыта родов в больнице:
— прямое физическое насилие (да, это в т.ч., грубые болезненные гинекологические осмотры, к которым принуждают так часто, как сами считают нужным. И не реагируют на ваш протест о ваших чувствах и ощущениях.),
— унижение и словесные оскорбления,
— принудительные медицинские процедуры и манипуляции (амниотомия, эпизиотомия в родах без вашего на то согласия, рутинные гинекологические осмотры, которые начинаются еще в жк),
— отсутствие конфиденциальности (например, когда вы без трусов лежите в кресле, и от вас не зависит кто и как часто входит и выходит),
— сильное вторжение в личную жизнь и личное пространство.
Матери характеризуют помощь, которую им оказывали в родах, как «варварская», «инвазивная», «ужасная», «бесчеловечная».», — [Роды: раздел территорий. Катя Локшина и моя редакция примеров]
«…И снова я – на спине, а все вокруг, ждут, комментирую, подают раздраженные реплики, ищут куда приложить руки. …физическая сила – надавливая на живот, вытужить быстрее.
Вытужили. …Меня бросили как кусок мяса на том кресле. Никто ничего не говорил, не поддерживал… Ловила обрывки слов, замечаний, следила за перемещениями… Такой холод, пустота, страх, отсутствие всякой физической чувствительности. …Я уже не реагировала никак на комментарии по поводу моей неспособности завершить роды – родить плаценту. Ничего не осталось – ни чувств, ни сил. Ребенок – в реанимации. Я его только и видела издали, не дотронулась даже. И даже попросить не посмела. …
Подергали за пуповину, предложили самой соски стимулировать, чтоб ускорить, а то уже целых минут 15 прошло после экстремальных родов, я продолжаю лежать на спине в своей крови на том кресле, голая, замерзшая, вокруг входят и выходят какие-то люди, у меня забрали ребенка и ничего даже не говорят о нем, и очень удивительно, что не рождается плацента! «Дорогая, — говорит насильник, изнасилованной им женщине, — странно, что ты не испытала оргазм?! Помоги себе сама быстренько.» Наркоз, ручное отделение плаценты…
…Осмотры! Грубые болезненные гинекологические осмотры, к которым принуждают так часто, как сами считают нужным. И не реагируют на ваш протест о ваших чувствах и ощущениях. 5-6 разных врачей проводили гинекологические осмотры от момента поступления в роддом до выписки оттуда после родов. … […роды: от приемной до реанимации]
Психологи, работающие с психологическими травмами, полученными при изнасиловании, и психологическими травмами, полученными женщинами в родах, говорят, что работают с преодолением этих травм, используя одни и те же протоколы. С этого нередко начинается материнство…
Доула, которая была со мной в роддоме во вторых родах, говорит, что «в пример меня приводит» как я «отвоевывала свою дочку» после родов, еще до рождении плаценты, лежа голая на кресле. #голаяИгордая
Но эта история для меня тоже про насилие. И про то, что всем этим — защитой и «отвоевыванием» должна была заниматься моя доула, а не я.
…я пишу женскую историю, историю репродукции. Я начала писать ее еще в мае – в Международный день акушерки.
Я начала писать ее в первой беременности в 2008 году. Я начала проживать ее еще в своем рождении в 1977…
Женская история — без войн, политических движений, революций. О чем эта история? О медицинских процессах, объектом которых мы являемся? О насилии, которому надо подчиниться, чтобы согласно распространенной мантре «не угробить ребенка»… Или – это о любви, об эволюции, о сексуальности, о женской свободе и силе, о заботе?..
Автор: Вероника Завьялова
«В родах можно ощущать радость, свободу, освобождение и веселье. Давайте дадим это своим детям!» — говорят герои фильма Тони Харман «Свобода в родах».
И #РодыЖенскоеДело.
- Роды не женское дело?!
- Роды — не женское дело?! Часть 1. Образ матери в родах.
- Часть 2. Какой опыт в беременности и родах получали наши бабушки-пробабушки?
- Часть 3. Какой опыт в родах получаем мы и наши дети?
- Часть 4. Роды — женское дело! Продолжение…
Фото вверху: Владимир Соколаев – фотограф-документалист, член союза фотохудожников России. 70-80 гг. «Кефир после родов»