Авторка: Вероника Завьялова
«Единственные, кому должно быть позволено управлять ядерными странами, — это кормящие матери»” — сказал в интервью NYTimes Цутому Ямагути — человек, который дважды выжил в атомной бомбардировке — в Хиросиме и в Нагасаки.
Цутому Ямагути прожил 93 года и перед смертью в 2010 г. предложил такой рецепт мира в ядерном веке.
Процитировал Ямагути Стивен Пинкер канадский исследователь-психолог в своей книге “Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше…”
Стивен Пинкер называет Феминизацию — процессы в обществе от прямого наделения женщин политической властью до изменения условий жизни для женщин, расширения их прав и возможностей — не единственной, но одной из значимых сил, снижающих уровень насилия в обществах: войны, насильственные преступления, жестокое и пренебрежительное отношение к детям, отказ общества от культуры мужской чести, одобряющей жестокое возмездие за оскорбления, закалку мальчиков физическими наказаниями и пр.
А тезис Ямагути — “базовое эмпирическое обобщение о насилии”: то, что насилие по большей части совершается мужчинами — очевидно и общеизвестно, только в отдельных научных, политических, публицистических контекстах, требует фактов/доказательств…
- Ценности, близкие женщинам, вырабатываемые их жизнью, женскими ролями и обстоятельствами социализации, способны снижать уровень насилия
- В современном мире борьбой за честь, статус, доминирование и славу, чаще одержимы мужчины, а не женщины…
“Так как в ближайшее время женщины, не говоря уже о кормящих матерях, не возглавят все ядерные державы разом, мы не сможем проверить, работает ли рецепт Ямагути. Но в его мысли, что феминизированный мир более миролюбив, есть здравое зерно.” — С.Пинкер “Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше”…
…и до той поры, пока во главе ядерных стран не стоят кормящие матери и даже развитым странам по-прежнему грозят хищнические вторжения. И речь здесь не о миролюбии и пацифизме любой ценой, прикрываясь ими для продвижения своих хищнических интересов или отрицания бессилия, а о способности дать отпор и защититься…
На фото я в тот период, когда могла претендовать на управление ядерной страной.
Мы конечно знаем примеры в истории, когда женщины у власти никак не меняли сложившиеся устои — их взгляды были сформированы миром, где правят мужчины и они “играли по их правилам”.
“Феминизм — это не борьба с мужчинами, а с порочными принципами.” — говорила одна из американских феминисток «первой волны».
Поэтому важно, платит ли женщина за вступление в «мужской мир» политики/бизнеса своими ценностями, принимает ли порочные принципы мира насилия, угнетения и несправедливости как свои, включается ли в «жестокую межсамцовую конкуренцию»…
Недавно встретила «тезис Ямагути» в тексте о том, как “как человечеству отказаться от войн” — о текущих событиях у психологини Екатерины Карпович, которая добавила к нему:
“…Таму думаецца, што калі нас што і ўратуе, то гэта большасць жанчын ва ўладзе – у парламенце і на любых першых пазіцыях. І не толькі ў палітыцы, але і ў прафесійных асацыяцыях…” и предложила поддерживать женщин-лидерок.
В комментарии к тексту Екатерины пришли какие-то мужчины-психологи с “протестом”:
- «…Хочется, чтобы на первом месте были не права мужчин или женщин, а права Людей…»,
- «Поэтому нет надо этой пропагандой заниматься — что патриархат = мужчины, агрессия = мужчины, и что мужчины ее тоже создали».50% +- населения составляют мужчины и 50% женщины. Поэтому то, что мы имеем, было создано ими обоими. Оба они создали патриархат. Ответственность лежит на каждом…»
- Ну и дополнительную ответственность (видимо, в плюс к этим 50%) он возложил на женщин, которых «большинство в системе образования»….
и т.п., не ограничиваясь этим…
И напоследок был выдвинут аргумент, что как-будто проблемы есть и в статистике о склонности мужчин к насилию, потому что: “мужчины более склонны прятать проявления агрессии в их сторону от женщин” т.е. скрывают просто мужчины не-переносимые избиения от женщин… (речь о физическом насилии шла…)...
Тезисы о преимуществах феминизации общества были восприняты как личное оскорбление: “Давайте не будем обобщать”, “А как же отцы! А чем они хуже?!”
Мужчины усмотрели в аргументах о феминизации общества дискриминацию по половому признаку, что по сути тот же сексизм и протест разве что против посягательства на их привилегии.
И продолжая об исследовании Стивена Пинкера…
Силы современности — разум, наука, гуманизм, права человека, — конечно, не толкали мир только и исключительно в одну сторону; они не перенесут нас в Утопию и не положат конец всем страданиям и столкновениям, сопутствующим человеку на жизненном пути. Но кроме преимуществ в здоровье, знаниях и опыте, которые принесла современность, нам стоит отдать ей должное и за ту роль, что она сыграла в снижении уровня насилия.
— пишет С. Пинкер в заключении своего исследования
«Работая над этой книгой, я усвоил аналитическую, а временами легкомысленную интонацию, поскольку убежден, что вокруг этой темы слишком много пиетета и слишком мало понимания. Но я ни на секунду не забывал о реальности, стоящей за цифрами.
Обозревать историю насилия — значит беспрерывно ужасаться жестокости и бессмысленности происходящего, и временами меня переполняли гнев, отвращение и безмерная тоска. За сухими графиками я воочию вижу юношу, которого накрывает волна боли, и он чувствует, как жизнь медленно покидает его, и понимает, что у него отняли десятилетия бытия. Я вижу жертву пыток — невыносимая агония вытеснила из ее сознания все мысли и желания, кроме одного: чтобы само сознание наконец угасло.
Я вижу женщину, узнавшую, что ее муж, отец и братья лежат мертвые во рву, а сама она скоро «в руки попадет горячего и буйного насилья». Было бы ужасно, если бы все эти бедствия выпали на долю одного человека или десяти, или сотни. Но речь идет не сотнях, не о тысячах и даже не о миллионах, а о сотнях миллионов — магнитуда, которую мозг отказывается принимать, с глубочайшим ужасом осознавая, сколько страданий причинила голая обезьяна своему собственному виду…
Но между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, наш вид отыскал и способы снизить эти цифры, что позволило все большему числу людей жить в мире и умирать от естественных причин…»
»Стивен Пинкер в своей книге убедительно доказал, что насилие идет на спад, — пишет принстонский профессор Питер Зингер в статье »Ушло ли насилие в прошлое». – В том же, что касается будущего, Пинкер, несмотря на свой оптимизм, не видит никаких гарантий…»
Действительно ли сокращение насилия — неоспоримая реальность, тенденция и достижение современного человечества или автор не учитывает какие-то факторы или заблуждается в каких-то выводах?
Закрыв эту парадоксально оптимистическую книгу возможно вы останетесь при тех же сомнениях, какие испытывали перед тем, как ее открыть, а возможно она вдохновит вас переосмыслить какие-то «самоочевидные истины» и задать дополнительные вопросы, продолжать поиск, сохраняя позицию трагического оптимизма.
Читайте исследование Стивена Пинкера в книге “Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше…” — The Better Angels of Our Nature: Why Violence Has Declined — перевод на русский, издание 2021 г.