На фото: варианты позы для родов на кресле трансформере с сайтов российских роддомов
Мы публикуем жалобу, поданную женщиной в медсистему на причинение страданий в родах из-за принуждения рожать в неудобном для родов положении на родильном кресле и создание рисков неблагоприятных последствий для женщины и ребенка. В тексте жалобы проясняется суть проблемы. В конце текста мы дадим дополнительные ссылки на информацию о «свободе выбора позы в родах».
Текст жалобы в Министерство здравоохранения РБ с отсылками к предыдущей переписке с роддомом и областным управлением здравоохранения:
«В октябре 2019 года Главное управление по здравоохранению Брестского областного исполнительного комитета ответило на мое обращение о нарушении моих прав, причинение физического ущерба в потугах в родах в 2018 году.
В своем обращении я указывала, что испытала моральный и физический дискомфорт и стресс в родовом зале по причине принуждения к потугам и родам в крайне неудобном для меня положении на родильном кресле. Детали описаны в копии моего обращения, приложенного к данному письму.»
Примечание: Женщина лежала на спине на кресле, а ступни ее ног поставили на железные стойки под мягкими перекладинами для ног, удерживали так и не позволяли изменить положение.
«Я не удовлетворена ответом Главного управления по здравоохранению Брестского областного исполнительного комитета и сформулировала дополнительные выводы, вопросы и требования об условиях в родах.
В частности, в ответе было указано:
— «Кровать для приема родов была использована в соответствии с руководством по эксплуатации и техоблсуживанию кровати для приема родов, которой оснащен родильный зал, других упоров для ног в потужном периоде не предусмотрено.»
!!! Но я описывала в своем заявлении о том, что вынуждена была под принудительным физическим контролем медперсонала упираться в железные стойки, а не в мягкие упоры для ног, которые на них расположены.
Далее в ответе:
— «Во время потужного периода жалоб на неудобное положение и боли вы не предъявляли, хотя конструкция кровати предусматривает возможность изменения позы. … Должностной инструкцией акушерки предусмотрено оказание акушерского пособия в родах, в том числе – регулирование потуг, что и выполнялось в соответствии с регламентирующими нормативными документами.»
Данный ответ оскорбителен, он похож на перекладывание вины и в то же время проясняет суть проблемы. Я удивлена, что акушерки, акушеры-гинекологи или специалисты медсистемы, которые составляли ответ не осведомлены о физиологической сущности родов, а тем более второго периода родов.
Женщина физиологически не способна остановить роды, тем паче их активную стадию во втором периоде, чтобы написать жалобу, весомо предъявить ее дежурной бригаде или пойти поддерживать ее к администрации роддома для эффективной защиты своих прав и интересов. Равно как и далее, в раннем послеродовом периоде, восстанавливаясь после родов и имея обязанность заботиться о новорожденном, сложно одновременно оперативно заниматься защитой своих прав тем более о ситуациях, которые прошли и уже не изменишь.
Но я, будучи гражданкой этой страны, женщиной, репродуктивные планы которой зависят в том числе от качества медицинского ухода в родах, опираясь на все государственной программы, официальные заявления и нормативные акты изданные в Республике Беларусь относительно проблемы «демографической безопасности», решаю вопрос «рожать ли мне третьего ребенка?» при том уровне медицинского ухода в родах, который мне предоставляют, нежелании брать на себя ответственность специалистами медсистемы, что я вижу в ответах на мои обращения.
Учитывая изложенное, я хочу знать:
— Какие есть основания у лица, отвечающего на мое обращение заявлять, что «во время потужного периода жалоб на неудобное положение и боли вы не предъявляли»?
Я, как и всякая женщина, которая рожает одна в роддоме без партнерской поддержки (около 90% всех родов в Республике Беларуси), не ведя видео- или аудио-съемку по всем правилам сбора доказательств в гражданском процессе, что практически невозможно в родах, не могу доказать, что предъявляла устные жалобы в родах, которые были проигнорированы. Так же как сторона медсистемы не может этого опровергнуть. И я не ожидаю, что медработники будут свидетельствовать против себя. Выше я ссылалась на физиологически обусловленные препятствия для активной защиты своих интересов в активной стадии родов, о чем я полагала должно быть известно специалистам в акушерстве и гинекологии.
И медицинская система не может снимать с себя обязанность и ответственность обеспечивать надлежащий медицинский уход в родах, опираясь на то, что у 90% женщин не будет доказательств, что их просьбы и требования были проигнорированы в родах, или даже без этих просьб и требований им были причинены физический и/или психологический ущерб в родах, они пережили в родах последствия «акушерского насилия» (см. публикации врача акушера-гинеколога, профессора В.Е. Радзинского, который неоднократно выступал с этой темой и на научно-практических конференциях в Республике Беларусь).
Но доказательства основательности моих вопросов и требований у меня есть, исходя из знания того, как документально обеспечен или должен быть обеспечен процесс оказания медицинской помощи в родах и коммуникаций с пациентом.
В ответе на мое обращение есть ссылки на должностные инструкции медперсонала, и в частности акушерок, в соответствии с которыми, как утверждается мне и оказывалась помощь. В ответе также уточнено относительно должностной инструкции акушерки:
«Должностной инструкцией акушерки предусмотрено оказание акушерского пособия в родах, в том числе – регулирование потуг, что и выполнялось в соответствии с регламентирующими нормативными документами.»
Я считаю, что должностные инструкции медперсонала, который оказывает помощь в родах должны быть изменены, в них должны содержаться гарантии обеспечения прав и интересов женщин в родах, для того, чтобы не было возможности ссылаться на то, что надлежащий уход не был обеспечен так как якобы не поступало жалоб, а действия согласно инструкциям исчерпаны. Либо должен быть издан некий иной ведомственный документ, где такие гарантии обеспечения прав и надлежащего ухода для женщин должны быть предусмотрены, в частности, в неосложненных родах.
Гарантии обеспечения прав и интересов женщин в родах могут быть основаны на следующих документах:
- Рекомендации ВОЗ по уходу в интранатальный период для формирования положительного опыта родов: улучшение здоровья и благополучия матерей и новорожденных, 2018 года;
- Инструмент для оценки и улучшения качества стационарной помощи женщинам и новорожденным , ВОЗ, 2014 г. (или более новой версии, если она имеется)
- правах пациента и обязанностях медработников, как они изложены в Законе «О здравоохранении».
В частности, в Рекомендациях ВОЗ по уходу в родах записано относительно второго периода родов:
- Рекомендуется поощрять подвижность и вертикальное положение во время родов (с учетом предпочтений роженицы).
- Рекомендуется поощрять и поддерживать рожениц в естественном натуживании в период изгнания плода.
- Для женщин во втором периоде родов рекомендуются техники, направленные на профилактику повреждения области промежности и облегчения деторождения, включая массаж промежности, теплые компрессы и ручное пособие по защите промежности (с учетом предпочтений роженицы и доступных методов).
Не женщина должна доказывать поступали ли от нее жалобы «на неудобное положение и боли», а акушерка должна активно содействовать тому, чтобы женщине было доступно воспользоваться конструкцией кровати для изменения позы, возможностью занять удобное вертикальное положение в родах, и получить поддержку в естественном натуживании и все варианты пособия по защите промежности. Учитывая, что в ответе на мое обращение указано, что этого нет в инструкциях медперсонала, я пришла к выводу, что в этом и состоит проблема и основание нарушения и необеспеченности моих прав.
В соответствии с вышеизложенным, ПРЕДЛАГАЮ:
- Предусмотреть в должностных инструкциях медперсонала и ведомственном нормативном акте Министерства здравоохранения РБ гарантии обеспечения прав женщин и защиты их от «акушерского насилия» в родах.
Описать обязаннности меработников и довести до их сведения, разъяснить и обучить, в частности, основываясь на положениях вышеуказанных документов, в отношении Информирования:
— Пациентки должны быть проинформированы о целях каждой процедуры. Процедуры проводят после получения согласия
— Персонал должен быть внимателен к мнению и предпочтениям женщин и вовлекать их в принятие решений, касающихся оказываемой им помощи
— Женщинам должна быть предоставлена возможность обсуждать с сотрудниками любые вопросы, касающиеся их здоровья, оказываемой помощи и т.д.
Компоненты качественной помощи во время родов. Специалист, оказывающий помощь во время родов:
— Объясняет течение родового процесса
— Ободряет, обнадеживает, хвалит
— Предлагает и помогает принять удобную позу
— Предлагает и помогает ходить
— Предлагает и помогает принять любую вертикальную позицию (физически помогает найти наиболее удобную позицию для деторождения)
— Пациентки свободны в выборе позиции для рождения ребенка (кроме позиции «лежа на спине», которая поддерживается только в исключительных случаях по медицинским показаниям)
— Работает совместно с партнером/партнерами
— Активно предлагает пациенткам питье и легкую пищу
— Предлагает и помогает, при необходимости, посетить туалет
— Поддерживает чистоту
— Предлагает и применяет теплый или холодный компресс
— Помогает принять душ
— Помогает использовать техники релаксации
— Объясняет техники дыхания
— Предлагает и проводит массаж (если приемлемо)
Обезболивание:
— Пациенткам оказывается поддержка в выборе техник релаксации, дыхания, массажа, акупунктуры, гипноза и других методов немедикаментозного обезболивания
— Рекомендуется прием теплой ванны (если возможно)
— Приветствуется использование музыки по выбору пациентки
— Перед проведением эпидуральной анальгезии, женщина информируется о рисках и преимуществах методики, а так- же о возможном влиянии на роды
— Есть возможность использования закиси азота для обезболивания родов
и прочее.
- Создать условия для постоянного мониторинга соблюдения прав пациентов и применения в роддоме современных практик ухода в родах, в частности, на которые женщины Бреста и Брестского региона могут рассчитывать, получая медпомощь в родах.
- Прошу оповестить меня о результатах: где и когда я могу ознакомиться с проектами нормативных актов или подписанными нормативными документами, которые гарантируют соблюдение моих прав и интересов в родах, исполнения медработниками своих обязанностей по соблюдению моих прав, чтобы принять решение о своих дальнейших репродуктивных планах и средствах защиты своих прав? Как описано мною выше, я пришла к выводу, что существующих ведомственных нормативных актов и их содержания недостаточно для этих гарантий, основываясь на предыдущих нарушениях моих прав и интересов, случаях причинения мне вреда от «акушерского насилия» в двух родах, уход от ответственности должностных лиц медсистемы (в ответах на обращения), ссылаясь на должностные инструкции, положений которых недостаточно для соблюдения моих прав и и интересов, системность проблем, существующих в условиях родов.
Прикрепляю ответы на мои предыдущие обращения, ответы и файлы, созданные мною в графическом редакторе для иллюстрации того, как медперсонал использует родильное кресло в роддоме г. Бреста.»