Анна, 23 года
В сентябре 2013 года я стала мамой замечательного мальчика. По месту жительства я должна была рожать в родильном доме Могилёвской городской больницы скорой медицинской помощи.
При поступлении в роддом в приёмном отделении мне предложили переодеться в проходной комнате у входа в приёмное отделение. На мой вопрос: “Почему переодеваться нужно на входе в отделение?” сотрудник медицинского отделения объяснил: «Чтобы не носили грязь в отделение – пациентов много, за всеми убирать тяжело».
Меня привели в отделение, и акушерка задала вопрос о интенсивности схваток. “5 минут” — сказала я, на что получила ответ в самой грубой форме, суть которого сводилась к тому, что я вру и с таким интервалом я бы уже рожала. Мне показалось странным, что акушерка, работающая в родильном отделении, не в курсе, что роды начинаются, когда интервал между схватками составляет полминуты, а то и меньше. А поскольку я не робкого десятка и могу за себя постоять, я ей всё это и объяснила. К счастью, на этом она успокоилась.
В родильном отделении мне вскрыли плодный пузырь. Вскрывала мне его студентка медколледжа, что создавало мне дополнительные неудобства и заставляло постоянно нервничать — ведь кому хочется быть подопытным кроликом, тем более во время первых родов?
Затем мне начали стимулировать роды с определёнными интервалами. Было невыносимо больно. Мне постоянно вводили какие-то препараты. На вопрос, что мне вводят, я получала ответ, что это обезболивающее. Но боли становились только сильнее. Возможно, это была стимуляция, а не обезболивание.
Несмотря на невыносимую боль, я родила здорового мальчика. В послеродовой палате находились три роженицы с детьми. Я испытывала сильный дискомфорт, когда врач осматривал и опрашивал меня в присутствии других рожениц. Настоящее же унижение я испытывала тогда, когда врач осматривал меня в присутствии целой группы учащихся медицинского колледжа и использовал меня, как учебный экспонат, что-то доходчиво объясняя на моём примере студентам.
Согласия на это я не давала, однако его у меня никто и не спрашивал. Мои неоднократные требования не использовать меня как наглядное пособие врач полностью игнорировал — он даже разрешил учащимся самостоятельно выполнять на мне какие-то манипуляции.
Считаю, что подобное отношение к роженицам является недопустимым и унижает их личное достоинство. По моему мнению, при проведении учебных осмотров и занятий необходимо получать согласие пациента на использование его в качестве учебного материала.
Теперь немного о гигиене.
Туалет и душевая. Неприятно затрагивать здесь такую интимную тему, но это важная часть послеродовой реабилитации, поэтому напишу. Двери в туалет не закрывались. Нет, я не говорю, про крючок или прочие замки (я слышала версию, что замков нет, потому что роженица может потерять сознание). Но элементарно сделать так, чтобы дверь хотя бы прикрывалась и её не приходилось придерживать рукой, можно? Нормальный человек скажет “да, можно”, но в родильном отделении так не считают, поэтому либо ходите в туалет по двое, чтобы одна придерживала или сторожила, либо сидите с открытой дверью. Хотя нет, есть третий вариант — придерживать дверь самостоятельно. И тут повезет, если рука до неё дотягивается.
Комната, в которой находилось биде, также оставила во мне глубокие впечатления. Комната большая, биде посреди комнаты. Дверь, опять же, не закрывается. За 4 дня, что я провела в этом отделении, было несколько замечательных моментов, когда туда заходили посторонние люди. Основная масса заходивших извинялась и выходила. Но не санитарки. Наши санитарки настолько суровы, что их не смущает роженица, которая выполняет гигиенические процедуры.
Кстати, такой роскоши как душ, в нашем отделении предусмотрено не было. Он был либо на ремонте, либо работал в определённые дни, на которые я не попала.
В целом хочу отметить, что отношение персонала было неплохим. Практически все были вежливыми. Если бы не было допросов/осмотров в присутствии других рожениц и студенток, было бы ещё лучше. Но условия в роддоме повышать демографическую ситуацию в стране никак не мотивируют. Однажды там побывав, возвращаться туда уже не хочется.
История передана для публикации Гендерной инициативой “Ружа”. “Ружа” предлагает цикл публикаций “Истории рожениц” с целью выявления проблем с которыми встречаются роженицы в Могилевской области, а также улучшения качества обслуживания рожениц в роддомах страны.