Анастасия, 28 лет
Я родом из Могилёва, поэтому рожала в Могилёвской больнице №1. На момент родов было 27 лет. К родам готовилась основательно – была прилежной ученицей курсов для беременных «Элитмама». Благодаря этим курсам я знала, что делать, в большей степени могла контролировать себя и свои эмоции, не кричала и не устраивала истерик во время родов.
Я уже заранее знала, у какого врача я буду рожать. У нас были договорённости, поэтому я не очень переживала. Также я знала, что условия у меня будут хорошие, т.к. после родов собиралась попасть в платное отделение на 7 этаж — это новое отделение совместного пребывания мамы и ребёнка. Оно открылось не так давно, поэтому там всё новое, чистое, аккуратное, персонал очень приятный. В палате я была одна.
У меня были естественные роды без стимуляции, обезболивание также не проводилось. Помню, что брали разрешение на прививки, также подписывала бумагу, что я согласна с режимом учреждения. В предродовой палате со мной находилась одна женщина, в послеродовой палате я была одна.
В роддом я планировала ехать, когда в течении 10 минут будет по 2-3 схватки, не раньше. Дома выпила 2 таблетки «Ношпы», сходила в душ – схватки не прекратились. Заснуть не могла! Всё свидетельствовало о том, что я рожаю. Договорённость с врачом у меня была, но звонить ему среди ночи я не хотела и решила ждать утра. В 8 утра созвонилась с врачом, поднялась в родилку, попала на осмотр на кресле. Осмотр показал «3 сантиметра к 4», меня отправили на оформление.
Сделали клизму – эту божественную процедуру очищения. Мне понравилось. Разрешили походить – я походила. Тогда ещё чувствовала себя огурцом: схватки были с периодичностью примерно как и дома. Врач спрашивала, усиливается ли боль, я говорила, что конечно, усиливается. Не хотела, чтобы мне ставили стимуляции, капельницы и всё такое! Я попросила у медсестры фитбол, он мне помогал. Ещё ходила в душ – становилось лучше.
В часов 11 меня осмотрела врач. Она не сказала, какое раскрытие, но сказала, что «всё ок». В предродовой были две акушерки. Поступила ещё одна девочка: её стимулировали, но это не подействовало, и в итоге её отправили на кесарево.
Когда боль становилась сильнее, я дышала интенсивнее (паровозиком), как учили на курсах. На это акушерка стала смеяться, мол, где меня так смешно научили дышать. Я ответила, что на курсах, и тут понеслось: «как же мне надоели все, кто с курсов, сильно умные, всё спрашивают, умничают..», — говорила акушерка. Всё это произносилось с её стороны в грубой форме, с какими-то издёвками. Больше других острила акушерка без формы: она ходила в обычных белых шортах и вязаной кофте. Но я не стала вступать в дискуссию. К этому времени мне было не до этого.
Я много ходила, рисовала бёдрами круги, чтобы легче шло раскрытие и голова малыша быстрее вставилась. На что мне сказали: «ха… ты себе остеохондроз находишь сейчас, фиг вылечишь, иди лежи»! В часов 11-12 утра кто-то из медперсонала зашёл, похвалил нас, мол, молодцы, девочки. На что акушерка заявила: «а что молодцы – они ещё в самом начале, по нулям. Вот через пару часов это будут схватки!» К слову, через пару часов я уже родила. В общем, акушерка несла всякую ересь, но я была занята своим делом и в разговоры не вступала.
Около 12 пришла моя врач, снова посмотрела раскрытие и на схватке в том числе — больно не было, раскрытие 7 к 8. А вот примерно через полчаса мне стало откровенно больно! Уже слабо помогали все техники и способы, но я ходила-дышала-плюхалась на фитбол, который каким-то образом снижал боль вдвое. Но в последний час перед родами боль стала переходить все границы. После осмотра врача выяснилось, что уже скоро… Разрешили снова в душ. Сказали сесть на стул для вертикальных родов и попробовать потужиться. Села и поняла, что, когда тужишься, становится чуть легче, как будто пытаешься избавиться от этой боли. Пришла молоденькая врач, начала пробовать со мной тужиться, голова не соображала и я неправильно это стала делать — выдыхала воздух вместе с потугой. Просто в тот момент мне было сложно себя контролировать.
Минут 5 на КТГ были невыносимы! Лежать куда больнее, чем стоять на схватке! Зашла моя врач, скомандовала: «В родзал!» Захожу в родзал, а там эта клуша в шортах и вязаной кофте (одежда белая, но это не форма медицинского персонала!) – та самая хамоватая акушерка. По двум бокам от меня стали врачи: моя и другая молоденькая. Тужимся на одной схватке 3 раза, отдыхаем. Вторая схватка пошла, врач помогла малышу, надавив на живот, и за 2 потуги родился мой мальчишка!
Крутим соски, родилась плацента — целенькая! Сообщили, что у меня эпизио, а я его и не почувствовала. Я быстренько попросила своего врача хорошее обезболивание (она сама сказала мне не покупать ничего себе из обезболивания)! На что акушерка заявляет «а ты его купила?» Моя врач распорядилась, чтоб та очень хорошо обезболила и сама вышла.. Тут акушерка снова начинает лезть со своими комментариями: «а ты когда к зубному ходишь, за обезболивание платишь?» Ох, я бы ей ответила! Но тогда мы были в неравных условиях, поэтому я как-то тактично съехала с этой темы.
Заштопали, пару раз только прочувствовала иглу. Осмотр родовых путей, йод, давление на живот — после родов всё это уже не больно и не чувствуется абсолютно, правда! Спрашиваю: «Сколько по Апгар?», акушерка мне отвечает в грубой форме: «Что ты знаешь про Апгар?! Спроси просто, всё ли хорошо». Ну переспросила её о том, всё ли хорошо, сказала, что да!
Малыша в это время обрабатывали, он сразу закричал, хоть и родился синим. Однако у меня на глазах он порозовел быстро, на грудь его мне почему-то сразу не выложили. Как я поняла, у нас в роддоме вообще не прикладывают к груди сразу после родов, а это в корне неправильно! Контакт матери и ребёнка сразу после родов должен быть обязательно, чтобы ребёночек заселился мамиными бактериями, полежав на ней, чтобы молозива капелька ему попала. Всё это очень и очень важно.
Я смотрела на это чудо и не верила, что я мама, а это мой сын! Кстати, однократное обвитие было. А по Апгар, как я позже узнала из документов, было 8/8. После родов мне помощь психолога была не нужна, но её и не предлагали. Я считаю, что предлагать её просто обязаны, особенно девочкам, у которых сложные роды или в семье неблагоприятная ситуация. По человеку не всегда скажешь, поэтому лучше спрашивать, нуждаетесь ли вы в разговоре с психологом.
На коридоре я лежала счастливая, чувствовала себя хорошо, помогала движением ног, как учили на курсах, сокращаться матке. Из ощущений: ничего не болит, кроме шва. Временами подходили на живот понажимать, было больно, но терпимо.
Потом меня перевели в палату, где меня ждала бессонная ночь с разрывающейся от боли попой – болел шов, пока в два ночи не укололи Кеторолак, после этого я задремала.
В 8 утра мне принесли моё счастье, и началась новая страница моей жизни! Подводя итог, скажу, что мои роды мне понравились, я довольна. Всё, как я хотела: не было стимуляций, я всё перетерпела без какого-либо обезболивания и вмешательства! Спасибо моему организму, что сам запустил родовой процесс! Спасибо курсам, которые настроили меня правильно на естественные роды! Спасибо врачу, и я рада, что договорилась с ней, ибо не знаю, что было бы, если бы просто приперлась в роддом без договоренностей!
Самый большой минус, на мой взгляд, что нет пропаганды грудного вскармливания. Можно сказать, что никому до тебя дела нет, если только ты сам не попросишь. Для рожениц в больнице не существует отдельного меню: в то время, когда у нас диета, нам подсовывают то же самое, что и всем остальным пациентам. Ещё раз хочу акцентировать внимание на грубости со стороны акушерки. Кроме описанных выше, между нами был и такой диалог: когда я лежала на коридоре, она принесла показать мне моего ребёнка, я захотела потрогать щёчку своего сынишки, но она его от меня убрала со словами: “Жопу свою трогала, а сейчас ребёнка хочешь?”. Как? Как можно такое сказать?
Добавлю, что, на мой взгляд, на сайте системы здравоохранения не хватает информации. Для рожениц можно было бы дать её больше, например, про содержимое пакета роженицы, про налаживание грудного вскармливания.
К плюсам могу отнести новое отделение совместного пребывания – оно действительно много выше уровнем. В хороших условиях и персонал становится более дружелюбным и отзывчивым!
История передана для публикации Гендерной инициативой “Ружа”. “Ружа” предлагает цикл публикаций “Истории рожениц” с целью выявления проблем с которыми встречаются роженицы в Могилевской области, а также улучшения качества обслуживания рожениц в роддомах страны.