Вераніка, 31 год
2 тыдні ў радзільні ўначы спаць са святлом… У палаце нават і няма ламп начнога святла. Спробы выключыць у большасці выпадкаў няўдалыя — праз пытанні і просьбы, потым праз канфлікт, у каторым я прайграла. А потым… Вы ведаеце пра Стэнфардскі турэмны эксперымент? Я была яго ўдзельніцай. Так сябе адчувала. Кажуць у тых, хто сядзеў у турме ёсць такі досвед — спаць пры святле, каб наглядчык мог назіраць, што адбываецца ў камеры. У Салжэніцына рэчы названы сваімі імёнамі: гэта пытка, каб зламіць волю зняволенага. Чаму ў радзільні? Паўсядзённасць гвалту, да каторага прызвычайваешся. Адсутнасць сэнсу. Што тады? здзек? кантроль? улада?
****************************************************************************************************
Антонина, 50 лет
После родов прошло много лет. Благо, что совсем ничего не смыслю в медицине, поэтому многое воспринималось «так надо». Постаралась скорее забыть неприятные моменты, но запомнилось кое-что… Роды были вторые, быстрые, воды отошли дома. В «скорой» мне не предложили лечь. Сидеть не могла, на корточках примостилась, уцепившись за лавку. Водитель курил… На мою просьбу прекратить не отреагировал. Задыхалась, рвало…
****************************************************************************************************
Надежда, 42 года
Я родила, слава богу, троих детей дома. Именно потому, что знала, как это происходит в роддоме и не хотела так. Хотя мне было всего 20, когда это случилось впервые, но я четко решила, что со мной всего этого не произойдёт и взяла ответственность на себя. Но что такое насилие, я, тем не менее, всё же имела возможность узнать. Что еще больше укрепило меня в намерении не переступать порог родильного дома. А все потому, что насилие и ненужное вмешательство, на мой взгляд, начинается задолго до родов, уже во время беременности. В женской консультации и в больнице, если попадешь туда на сохранение…
В первую и вторую беременность я столкнулась с хамским отношением, постоянным запугиванием и определенным насилием. И даже в третий раз, имея опыт двух беременностей и благополучных домашних родов, я дважды лежала на сохранении и подвергалась определенным ненужным вмешательствам, т.к. будучи очень уязвимой в этом положении, не всегда могла адекватно принять то или иное решение. И уже оглядываясь назад, могу уверенно сказать, что необходимости в госпитализации и процедурах не было. И при этом я еще под свою ответственность отказывалась не раз от некоторых манипуляций и серьёзных лекарств, в инструкции к которым беременность — однозначное противопоказание. И неизвестно, что было бы со мной и ребенком к моменту родов, если бы я послушно выполняла все предписания…
Считаю,что нужно начинать борьбу с медицинской вседозволенностью и некомпетентностью уже на этапе беременности. Потому что психологически комфортная беременность, без ненужных вмешательств — залог успешных родов.
****************************************************************************************************
Лариса, 18.05.2004, роддом при первой минской больнице.
Я в свои 29 с первой беременностью — напуганная девочка. Гестационный диабет, пророчества осложнений, якобы перенашиваю. Вся моя взрослость улетела.
Амниотомия, окситоцин в вену, постоянно КТГ. Распятая — невозможно пошевелиться, схватки очень больно. Потом выяснилось, что врачи решили перестраховаться и вкатили дозу побольше. Ручное раскрытие — меня распятой на кровати. Боль, состояние унижения.
В родзал ползла, подгоняемая криками «Живее!». Одной рукой держусь за живот, ощущение, что иду с головой ребенка между ног, боюсь придавить, потерять.. Во второй руке волоку за собой треногу капельницы, вставленной в вену на кисти, которая от боли уже онемела. Как залезают на кресло с капельницей и головой между ног?! Мне орут: «Не садись на голову ребенка!!» Дальше полный фашизм. Согнутые в коленях ноги прижимают к животу, упор в болтающиеся «крылья» старого родильного стола. Ноги привязывают, приматывают к «крыльям», «чтобы не пиналась». Руками велят уцепиться за ручки кресла и тужиться. Кричат, пугают, давят на живот, ковыряются во влагалище, давят на бедра, раздвигая их все шире, эпизиотомия, зашивание без анестезии со скабрезными «шуточками». Изнасилование.
****************************************************************************************************
Вероника
Моя история с первым плановым кесарево из-за миопии. И могла бы быть моя со вторым кесаревым, если бы решила идти рожать второго ребёнка сама в роддом. Вроде и договорилась с заведующей 2-го роддома, что я сама и вертикально, но чувствовала, что чуть что — порежут снова без разговоров. Порезали бы точно, т.к. рожала «поздно» по срокам и долго. Дома справилась сама — не без проблем и с разрывами, но оно того стоило. А к третьим родам уже приноровилась, и разрывов почти избежала. А глаза все те же. …
Кстати, первую рекомендацию к кесарево и вторую к естественным родам (ЕР) писала мне одна и та же знакомая моя офтальмолог. И я, собственно, сама решала, что она мне напишет — по её отношению я не видела однозначной уверенности, что ЕР при миопии и даже при дистрофии сетчатки недопустимы. А это практикующий врач-хирург в больнице. Это к вопросу обоснованности показаний к КС.
****************************************************************************************************
Роддом № 1, Минск
«…в родзал толкали в спину — упала на пол, хорошо, что хоть руками в пол, а не животом. Загоняли на кресло — «давай-давай, как к мужику в постель лихо прыгала, так и сюда запрыгивай…» И много ещё всяких мерзостей, даже вспоминать не хочется, чтобы не расстраиваться. Отношение такое, типа, как нам платят, так мы и работаем…»
****************************************************************************************************
Надежда, 19 лет в первых родах, 23 — во вторых, Минский областной роддом
В сентябре 1999 года в Минском областном роддоме в бесплатных палатах, после бесплатных родов проводились упражнения для восстановления с уже родившими женщинами. Так же проводилось практическое обучение по сцеживанию. Детей, которые родились до, кажется 17-18 часов, оставляли с мамами в палатах, если у всех все было в порядке. Во время обоих родов меня медперсонал, принимающий роды и за ручку держал, и по голове погладили, и на все вопросы отвечали. Сразу после родов обоих детей (первые были в 1995, а вторые -1999) ложили мне на живот, а потом к груди, а потом дети, взвешенные и укутанные лежали в родзале вместе со мной. И разговаривая на темы родов и беременности со своими знакомыми я сделала вывод: очень многое зависит от людей, к которым ты попал на роды; от собственного восприятия и отношения к происходящему; ну и немного от индивидуальной физиологии женщины.
… … …