Автор: Вероника Завьялова, 2013
Что такое договор на индивидуальное ведение родов в роддоме? В соответствии с гражданским правом — это договор возмездного оказания услуг.
Но имеет ли отношение к гражданскому праву тот документ, который подписывают в роддоме как условие возможности партнерских родов, предоставления отдельной предродовой палаты, прочих радостей начала материнства? Имеет ли отношение к гражданскому праву практика заключения этого договора?
За время двух моих беременностей у меня появилась устойчивая ассоциация процесса наблюдения в женских консультациях и условий для родов в роддомах с пенитенциарной системой – условиями назначения, исполнения и отбывания уголовного наказания. Даже терминология та же – «наблюдение», «учет», «режим» и пр.
Поэтому договор на индивидуальное ведение родов – это не договор никакой вовсе. Это «соглашение об ослаблении режима».
Рассматривая неочевидные альтернативы для своих родов во второй беременности, позвонила во 2-й роддом. Принцип выбора – ближайший. К тому времени я поняла для себя, что разницы между ними особенной нет.
Записалась на прием. Узнала, что платные услуги там представляет Митьковец Елена Павловна (далее – Е.П.). Она была гинекологом в 26-й поликлинике и «наблюдала» там мою первую беременность. (!) Я даже обрадовалась немного – не чужой человек. Хороших отношений у меня с ней не было, но и плохих вроде тоже… Я ведь исполняла тогда все ее назначения.
Захожу в кабинет на прием. Здороваюсь. Даю документы. В надежде, что это лишь процедура, формальность, согласование условий и потребностей. Никаких признаков опознания меня не увидела, ну и я не напоминаю, что виделись на протяжении 8 месяцев 4 года назад.
Е.П. берет мои документы, пролистывает и говорит:
— А мы договор в 36 недель не подписываем. Только в 37-38.
— Но срок беременности мы же еще по телефону обсудили. Зачем же вы меня сейчас пригласили на прием, а не через 1-2 недели?
Молчит, на меня не смотрит, только в документы:
— Обменка у вас неправильно заполнена.
— Но это не я ее заполняю, а медсестра и врач ЖК 2-й поликлиники. Я вот врача — сейчас у вас в фойе видела. Если вы общаетесь между собой – жк-роддом, то почему не предъявляете им требований, как они для вас должны обменки заполнять?
— А вы от консультации офтальмолога и эндокринолога отказались?! Да как это возможно?! Никогда не видела таких странных людей! А может вы и у нас тут захотите что-то такое «выкинуть»! Например, уйти во время родов из роддома.
— Но я взрослый человек и знаю о своих потребностях и состоянии здоровья. У меня не было никаких проблем со зрением в жизни. И есть, например, действующая медицинская справка водителя автомобиля. А у эндокринолога я была незадолго до беременности на профилактическом осмотре, УЗИ внутренних органов делала. У меня нет вопросов ни к эндокринологу, ни к офтальмологу. У меня нет времени на бессмысленные занятия.
Тут я все-таки попыталась напомнить ей, что мы знакомы, что встречались часто во время первой беременности:
— Да! Я помню!, — сказала она угрожающим тоном и впервые посмотрела на меня.
Я поняла, что относится она ко мне далеко не нейтрально. И действительно что-то такое свое помнит. И отношение скорее неприязненное. Но, черт, в чем же причина? Нужно было обнять при встрече, и сказать, что я скучала? Или поздравить ее с повышением? Это же повышение – из ЖК в роддом? Расцеловать надо было троекратно?
И тут наступило некоторое прояснение:
— Я своим пациентам всегда назначаю тест на толерантность к глюкозе, если у них в прошлую беременность был крупный плод больше 4 кг веса.
Ну да! Исполняла я во время прошлой встречи все ее назначения! А как же несанкционированный набор веса выше норм?! И ребенок – 4 кг, 56 см. И тяжелые первые роды. И может у них какие-то внутренние разборки случаются: «почему объект учета вышел из-под контроля за пределы нормы»? Обобщение медицинской практики через нагоняй.
— Но в эту беременность я набрала только 7-8 кг. И мой вес в принципе не превышает нормы. Я похудела достаточно быстро после первой беременности. И вы не знаете, что было причиной набора веса во время первой беременности. И ничем не помогли мне тогда. Тоже также смотрели мимо меня! И мой сын весил 4 кг, а не больше четырех. И уровень сахар у меня в норме как сейчас, так и во время первой беременности. Если уж вы помните! И я не лежала «на сохранении», например, ни тогда, ни сейчас. Я вообще не вижу никаких существенных вопросов, с которыми мне стоило бы обратиться к докторам.
— Мы не можем с вами заключить договор. Но можете записаться на прием через неделю, — и многозначительно посмотрела на меня.
— Но я же к вашему роддому и отношусь. И могу просто приехать к вам в родах. Я всего лишь хочу воспользоваться возможностью получить платные услуги в родах!
— Вы, в конце концов, окажетесь в обсервации! — произнесла Е.П. угрожающим тоном (ту же угрозу произносила и врач в Бургутта А.Д. в ЖК 2-й поликлиники по разным поводам или без. Обсервация – это у них что-то вроде изолятора? Место, где наказывают за непослушание и нарушение режима?)
Т.е. от меня потребовали даже не исправить то, что там могло быть неправильно написано в обменке, «отметиться» у офтальмолога, эндокринолога и анализ крови на толерантность к глюкозе сдать. Нет! Мне предписали, выражаясь языком системы «признать свою вину и раскаяться», «стать на путь исправления». В уголовно-процессуальном праве – это условие смягчения режима или применения условно-досрочного освобождения.
Есть притча, как в каком-то крае оказалась отравлена вся вода. И все, кто выпил этой воды, стал безумен. Только один человек, заранее узнавший об этом, не стал пить той воды. И все считали безумным его. Какой у него был выбор? Доказывать, что он нормален? Тоже выпить отравленной воды и стать как все? Уйти в другие земли, где люди не пили отравленной воды и не стали безумцами?..
Я — странная?!..
Не пошла к офтальмологу. Что мне было ему говорить?! Пошла на прием к заведующей отделения. Ей мне было, что сказать.
И там рассказывала и о «собеседовании» на заключение договора с сотрудницей их роддома, и о своих потребностях: заключить договор на «платные роды», приватность – без лишних людей, «вертикальные» роды, не пережимать/не пересекать пуповину сразу, оставаться с ребенком, рожать с «подругой» (так приходилось называть доулу, чтоб не вдаваться в лишние объяснения)…
Составила конспект договоренностей с завотделения после встречи для доулы – моей партнерши в родах:
— Сама завотделения принимает (курирует) платные роды с 8 до 16. Ей можно звонить до 23:00 – для консультаций, передаст пожелания дежурной бригаде (минимум вмешательств, информированное согласие, альтернативы), при возможности и необходимости может присутствовать сама. С 23:00 до 7:00 просит беспокоить только в крайнем случае: грубость, неадекватность персонала — вопросы, которые требуют ее срочного вмешательства для разрешения.
Условия родов, которые возможно обеспечить при наличии контракта и были оговорены при встрече с заведующей:
— Отдельная предродовая. Партнерские роды с подругой. Сертификаты Семейного центра Гусаковской-Старовойтовой. В наличии 3 предродовые. Если все заняты – попасть только после освобождения. Партнерские в этом случае так же отменяются либо откладываются до освобождения, даже если партнер – женщина. (Пыталась отстаивать, что это не препятствие, четкого согласия не услышала с моими доводами.)
— Ведет роды по контракту одна постоянная акушерка «для поддержки атмосферы интимности и доверия».
— Любые вмешательства и мед. процедуры предварительно оговариваются, предлагаются, обосновываются, в случае несогласия – подпись об этом в документах. В т.ч. самой сообщать мед.персоналу о своих предпочтениях
— Амниотомия, эпизиотомия – информирование, согласие.
— Вертикальные роды – возможность есть и предоставляется по желанию. Сама отдает предпочтение «стандартному положению», но вертикальные роды принимает. (Пусть сама и рожает в «стандартном положении», если ей нравится!)
Я не задавала вопрос о том, что понимает под вертикальными родами и о деталях, т.к. гинеколог на курсах утверждала, что у них есть спец. кресло — «удобнее и лучше, чем в областном» (?) (Областной, 7-ка, насколько знаю, не рассматривают возможность о полной свободе выборе позы для рождения ребенка, а предполагается использование спец.кресла?!). Но узнала от тех, кто проходил курсы в 2-ке, что на курсах говорят, что вертикальные роды на спец.кресле практикуются только в областном, а в 2-ке имеется ввиду только использование того же «рахмановского» «в более сидячем положении». (Ничего не понимаю. Как с ними вообще о «свободе позы» в родах говорить? А на корточках, например, – не вариант?)
— В случае начала родов с отхождения вод по стандартной процедуре через 2-3 часа – помощь: стимуляция. Т.е. полагает правильным приезжать в роддом в течение 2-3 часов либо рассчитывать на это. Есть стратегия более длительного ожидания без стимуляций – до 10 часов: сопровождается мониторингом – КТГ, доп.анализами – биохимия и пр., «чтобы исключить наличие внутриутробных инфекций и подтвердить благополучие ребенка». (Особое мнение не высказывала, но имею!)
— Пережатие/обрезание пуповины: считает вопрос о времени не принципиальным с мед. точки зрения и не приоритетным. Сама может подождать. О времени, которое может подождать отвечает уклончиво – избегает гарантий о «прекращении пульсации» или «рождении плаценты». С другими врачами – оговаривать на месте самостоятельно. Активно поддерживать этот момент она не берется. (Так если не принципиальный и не приоритетный для них, чего они лезут со своим обрезанием или пережатием едва ребенок на свет появился?!)
— Практикуется выкладывать на живот после рождения – в т.ч. покормить на «некоторое время». Потом – «после завершения родов и прочих стандартных процедур» в предродовой – до 2-х часов после родов вместе с ребенком.
— Посещений в послеродовом отделении нет даже в платных палатах – вестибюль.
— Выписка по правилам роддома — на 5-е сутки?!
В конце завотделения подытожила: «Если вы собираетесь приехать к нам только в активной стадии родов, то чего вам вообще бояться?!» (такой вопрос — неосознаваемая профессиональная деформация?)
Но в целом казалось почти сказкой… Так хотелось простых решений, что хватало иллюзий… Несказанное, негарантированное дорисовывалось желаемым… Может как-то сложится? Не одна ведь буду, с поддержкой своей…
Со мной заключили договор. Во время подписания назначают еще и вагинальный осмотр. Я после всех противостояний уже не смогла от него отказаться, но целесообразности не понимала и не хотела его. Сотрудница, с которой я оформляла все документы для договора удивлялась очень вот этим всем исключениям – сертификат о подготовительных курсах «не тот», подруга в качестве партнера и пр. – уточняла у меня: является ли завотделения моей личной знакомой, бегала у нее уточнять, а можно ли со мной заключать договор…
Сейчас я понимаю, что была слишком ранима в то время и не надо было самой идти согласовывать все и заключать договор. Надо было доверенность и «план родов» доуле дать или мужу. Их сложно склонить к «обязательным» вагинальным осмотрам! Но тогда не было еще ни «плана родов», ни доверенности, только идеи…
«Платные роды» в роддоме были компромиссом…
Ожидание и реальность: так ли было все на самом деле, как ожидалось? Продолжение следует…