Когда рождается ребенок, рождается и мать, но естественный (иногда нестабильный/бурный) процесс перехода к материнству часто подавляется стыдом или ошибочно диагностируется как послеродовая депрессия. В кратком, информативном выступлении репродуктивная психиаторка Александра Сакс разбирает как устроен эмоциональный и физиологический переход к материнству, и делится термином, который может помочь его описать: матресенс — matrescence.
Вы можете прочитать ее речь в этом тексте (ці па-беларуску тут) или смотреть видео по ссылке или встроенное в конце текста.
Речь Александры Сакс:
Помните себя во время гормонального всплеска? Когда ваше настроение постоянно менялось. На коже появлялись прыщи, странным образом и очень быстро менялось тело, и в тоже время окружающие ожидали от вас поведения взрослого человека?
Я говорю о подростковом периоде (adolescence ).
Все те же изменения происходят в организме женщины, когда она ждет ребенка. Мы знаем, что чувствовать себя не в своей тарелке в подростковом возрасте считается нормальным.
Так почему мы не говорим о том, что это нормально и во время беременности? Сегодня о процессе взрослели написаны целые трактаты, но для описания процесса становления женщины как матери, у нас нет даже определенного термина,
Нам нужен такой термин.
Я психиаторка. Работаю с беременными женщинами и молодыми мамами. Я репродуктивная психиаторка.
За те 10 лет, что я проработала в этой области я обнаружила одну закономерность. Обычно происходит так: мне звонит женщина, говорит, что она недавно родила ребенка и ее гложет беспокойство. Она продолжает: “У меня ничего не получается. Я не испытываю радости от материнства. Наверное у меня послеродовая депрессия?”
Чтобы поставить диагноз, я пытаюсь выявить симптомы, но скоро мне становится ясно, что женщина не страдает клинической депрессией, о чем я ей и сообщаю,
Но женщине трудно в это поверить.
Она настаивает: “Но ведь я должна чувствовать себя иначе!”
Я уточняю: “Хорошо, расскажите, каких ощущений вы ожидали!”
Она отвечает: “Я думала, что став матерью, я почувствую себя полноценной и счастливой женщиной. Я ожидала, что материнский инстинкт подскажет мне, что делать. Думала, что я всегда буду стремиться ставить ребенка на первый план.”
Такие ожидания от перехода к материнству совершенно нереалистичны. И это не единичный случай. Мне звонили и задавали подобные вопросы сотни женщин, обеспокоенные, что с ними что-то не так, потому что их ощущения не соответствовали ожиданиям.
И я не очень понимала как же помочь им, ведь от того, что я уверяла их, что они не больны, легче им не становилось.
Мне очень хотелось найти способ помочь им во время их становления матерями, объяснить им, что не всегда их ощущения следует трактовать как болезнь.
Именно поэтому я решила изучить психологию материнства.
Но в медицинской литературе об этом написано мало, потому что врачи как правило пишут о болезнях.
И я начала искать ответы в антропологии.
Лишь спустя два года мне в руки попала не издающаяся больше работа, эссе Даны Рафаэль, написанная в 1973 году. Это эссе и помогло мне найти правильный термин: matrescence (материнское созревание).
Совсем не случайно этот термин созвучен с половым созреванием (adolescence), характерным для подросткового периода.
В обоих случаях в организме происходят физиологические и гормональные изменения, в результате чего наблюдается эмоциональная неустойчивость и переосмысление своего места в мире.
Матресенс — материнское созревание, как и подростковый период, не является болезнью, но поскольку этот термин не встречается в медицинской литературе и врачи не разъясняют пациентам происходящих изменений, часто это состояние путают с серьезным расстройством: послеродовой депрессией.
Основываясь на учебниках по антропологии, в разговорах с пациентками о трансформациях в материнстве — матресенс, я начала использовать понятия “притяжение и отталкивание”.
Сначала расскажу о притяжении.
В отличии от других представителей животного мира, новорожденный человек весьма зависим от родителей.
Он не умеет ходить, не может самостоятельно питаться, за ним очень трудно ухаживать.
В процессе эволюции природа позаботилась, чтобы у человека вырабатывался гормон окситоцин. Это происходит и во время родов, а также при телесном контакте, то есть уровень гормона может повышаться и без родовой деятельности.
Благодаря окситоцину мозг женщины настраивается, сосредотачивая внимание на ребенке, который становится для нее центром Вселенной.
Но в тоже время в сознании женщины происходит некоторое отторжение, ведь она помнит и другие составляющие своей личности: иные взаимоотношения, свою работу, хобби, духовную и интеллектуальную жизнь, не говоря уже о физиологических потребностях: спать, есть, заниматься спортом и сексом, справлять нужду и мыться — в одиночестве, если такое возможно.
Во время материнского созревания происходит непрекращающаяся борьба.
И женщины, которые мне звонили, испытывали это эмоциональное напряжение. Именно поэтому они полагали, что нездоровы.
Но если бы женщины понимали, что материнское созревание (матресенс) — это естественный процесс,
- если бы они знали, что “притяжение и отталкивание” тяжело дается большинству молодых матерей,
- если бы они осознали, что в их ситуации нормально иметь противоречивые чувства и что этого не стоит стыдиться,
они бы чувствовали себя менее одиноко, не боялись бы порицания со стороны. И я думаю это снизило бы процент женщин, страдающих от послеродовой депрессии.
Когда-нибудь я бы хотела изучить этот вопрос.
Я верю в эффективность терапевтических бесед.
Но если мы хотим, чтобы общество стало внимательнее относиться к процессу созревания женщины как матери (матресенс), женщины должны начать разговаривать друг с другом, а не только со мной.
Поэтому, мамы, заведите беседу о материнском созревании с другими мамами, с вашими друзьями, и, если рядом есть такой человек, — с вашим партнером, чтобы и они осмыслили процесс собственного становления и могли лучше поддержать вас.
Но суть здесь не столько в том, чтобы сохранить ваши отношения. Если часть вашей личности продолжает развиваться самостоятельно, вы оставляете место и для формирования личности вашего ребенка.
С рождением ребенка рождается и мать — и каждый рождается по-своему неуверенно.
Созревание матери (матресенс) — это серьезный процесс и в тоже время тяжелый, и на это способен лишь человек
TED-talk о трансформации в материнстве — матресенс с психиаторкой Александрой Сакс за 7 лет с 2018 года посмотрело около 300 тыс. человек.