Автор: Вероника Завьялова
Ровно год назад в ночь с 18 на 19 декабря 2015 года в Новополоцке в родах умер ребенок – Тимошка — Тимофей Джуглий…
Родители не получили никаких внятных объяснений в роддоме, не получили они и поддержки. Общение с врачами, администрациями, комиссиями причиняло с их слов еще больший ущерб от того, что было полно равнодушия, страха, пренебрежения, манипуляций, стремления избежать ответственности. Отдельные извенения были получены лично от некоторых представителей медицинского персонала, в меру их человеческой способности принести такие извинения. Родители активно обращались к журналистам и обратились в следственный комитет.
Резонанс в этой истории и активность родителей привели к тому, что об условиях родовспоможения и нескольких последующих смертях так же активно писали СМИ…
Какие вопросы оказались не заданы в этой и других историях, какие ответы не получены и где их искать, какую ответственность так и не взяли на себя участники этих историй?
- В Новополоцке при родах умер малыш, мать винит медиков :: 19.01.2016
Жительница Полоцка Марина Джуглий на сроке 39−40 недель беременности утром 18 декабря приехала в Новополоцкий роддом рожать. В Полоцке роддом закрыт и нет услуг родовспоможения. По словам Марины «Палаты были полные, роженицы шли конвейером.» Ночью начались роды. Много женщин в ту ночь в роддоме рожали одновременно в том отделении: «роды за родами!» …Ребенка в конце концов «выдавили», у него уже не было ни сердцебиения, ни дыхания. В 7.30 медики констатировали смерть ребенка.
***
— Почему женщина в здоровой беременности вынуждена ехать в другой город для «плановой госпитализации» до начала родов? Она больна? Нет, беременна. Способствует ли такой подход сохранению благополучия здоровой беременной женщины в предверии родов?
— Просит помощи в родах, жалуется на слабость, онемение рук и ног: «Марина, ты меня не разжалобишь, я строгий врач. Никаких концертов!» Что там еще в арсенале врача, кроме напряжения и послушания? Что-то вкололи, и водой облили, приводя в сознание… В «конвейере» родов нет чувствительности к индивидуальным запросам женщины? Некому ее услышать, один на всех протокол и стандарт?
— Почему акушерка, принимающая роды и акушерка, сопровождающая беременность – это не одно и тоже лицо? Акушерка, которая в личном контакте с женщиной до родов и способна поддерживать этот контакт и в родах, слышать о ее потребностях и состоянии… Где здесь вообще акушерка? Есть медицинская бригада, обслуживающая поток родов… Где наши акушерки?
— Почему случается асфиксия у ребенка в родах? В родах, где женщина лежит на спине несколько часов, хотя ее тело требует иного положения? Кто-то в природе вообще рожает в таких позах и в таких условиях? В чем причина асфиксии?
— Почему для потуг нужно переходить в другое помещение, забираться на кресло, рожать лежа в предписанной позе? Почему в схватках и потугах женщина вынуждена лежать? Так удобнее врачу? Почему именно ему должно быть удобно – он же не в родах, может нагнуться, присесть? Может именно состояние и процесс женщины требуют максимального удобства в связи с потребностями своего тела и своего ребенка? …
— Лежать нужно и для того, чтобы врач мог «выдавить» ребенка? Что это за манипуляция? Как часто и в каких случаях она применяется?
— Какой ущерб может быть причинен ребенку в связи с такими условиями в родах?
— Почему умер этот ребенок?
Совместима ли система медикализации родов, традиций и обыкновений в родах в белорусских роддомах, «конвейерная» система роддома с физиологическими потребностями женщины и ребенка в родах, с индивидуальными потребностями в родах?
По моему мнению: НЕТ
- Об очередной смерти ребенка в родзале :: 08.02.2016
Две фотографии, пустая коляска, память и боль. Это все, что осталось у оршанцев Артура и Натальи Мезенцевых от их дочки. Малышка, которая была признана медиками после рождения абсолютно здоровой, умерла через 2 часа после родов… О том, как страшно в родзале терять долгожданных детей и как реагируют на такие ЧП врачи, — из роддома Орши:
«Девочку укутали в несколько одеял после рождения, плюс еще укрыли сверху. И положили бочком, под лампой.» (фото) Пролежав так 1,5-2 часа она умерла.
Заведующая Оршанским роддомом, сообщила, что после случая с ребенком Натальи Мезенцевой медперсонал сделал выводы: «Мы больше не оставляем детей на 2 часа в родзале. Таким путем нарабатывается опыт. Столько лет работали — и такого никогда не было! Если ребенок рождался с какой-то болезнью, его сразу же забирали и начинали им заниматься. Этот же ребенок родился хорошим: был розовым, кричал. Поэтому мы оставили его с мамой.»
***
— Разве девочка была с мамой? Мама лежала на расстоянии нескольких метров от нее и не могла подойти к ней, задала вопрос о состоянии малышки, сказали – все нормально.
— Разве ухаживал кто-то за этой женщиной и за этим ребенком после родов? Ребенка приложили к груди? Ребенок был с мамой?
Очевидно: НЕТ
— Нужен ли ребенок матери после родов, а мать – ребенку? Нужен ли телесный контакт между ними сразу после родов? Нужен ли индивидуальный уход и помощь им?
Очевидно: ДА
— Рассматривалось ли среди причин смерти «синдром внезапной младенческой смерти», к которому может привести перегрев, отсутствие мамы рядом в такие критически важные первые часы после родов и другие «банальные» причины?
В наших роддомах с их «конвейерной» системой часто не хватает ресурса на уход и заботу так необходимые в родах, но и открывать широко закрытые двери роддома или менять что-то в системе никто не спешит…
- В Слуцке за два дня у двух рожениц умерли младенцы :: 13.02.2016
Два младенца — доношенные девочки — с разницей в два дня погибли у слуцких рожениц. Родственники женщин, одна из которых едва выжила в родах, обратились с заявлениями в Следственный комитет.
«Я теряю сознание, а все говорят, что я притворяюсь» …
— Сколько здесь незаданных вопросов? Вопросы все те же: «конвейер», отсутствие индивидуальной акушерской помощи, надлежащего контакта и ухода?
- Обе роженицы из Молодечно умерли от анафилактического шока на препараты :: 05.08.2016 г.
Следственный комитет провел проверку по факту смерти 23-летней роженицы в Молодечно в октябре 2015 года и по другому трагическому случаю в этом же учреждении — смерти 27-летней женщины сразу после родов в апреле 2016-го. Следователи выяснили, что смерть обеих женщин наступила в результате развившегося анафилактического шока на два различных препарата.
***
— Соответствовали ли условия в родах у этих женщин универсальным физиологическим потребностям женщин в родах, их индивидуальным потребностям? Почему возникла необходимость медицинских вмешательств? Можно ли было их избежать при других условиях в родах? Обеспечивают ли условия в наших роддомах сохранение родов как физиологического процесса? Учитываются ли все риски медицинских вмешательств в родах и послеродовом периоде, чтобы не считать эти вмешательства рутинными?
Эти вопросы навсегда останутся без ответа.
Делают ли работники роддома развивающие выводы, анализируют ли произошедшее, чтобы понять суть происходящего с точки зрения профессионализма и здравого смысла? Является ли наша медицина доказательной, принято ли следить за научными исследованиями, ссылаться на них?
По моему мнению: скорее НЕТ
- Нужен ли личный контакт и индивидуальный подход к женщине в беременности и родах?.. Если вместо «конвейера» и насильственной обезличенной «заботы» родовспоможение начнет отвечать потребностям, освободиться ли для этого достаточное количество ресурсов?
- Что просходит с ценностью каждой отдельной человеческой жизни, когда статистика достаточна хороша и забота об этой статистике становится по любым причинам слишком важной? Важнее каждой отдельной человеческой жизни?..
- Что происходит, когда место профессиональной ответственности и человеческого сочувствия занимает страх ответственности юридической и должностной?..
- О ПОДДЕРЖКЕ
Врачи — не боги… И даже если мы не ведем речь о юридической ответственности в конкретном случае, означает ли это, что женщине не нужна поддержка в случае тяжелого исхода в родах? Означает ли это, что не готовностью оказывать поддержку или грубыми действиями, допустимо причинять еще больший вред?
— Как происходит взаимодействие врачей с женщиной и ее семьей, семьей рожденного ребенка в каких-то тяжелых обстоятельствах?
— Получает ли женщина, члены семьи в случае тяжелого исхода родов какую-то помощь и поддержку? Психологическую профессиональную, человеческую? Какое представление о ней в роддоме?
— Имеют ли работники роддома навыки оказания такой помощи и поддержки?
Очевидно: НЕТ.
- Читайте о настоящей поодержке в случае смерти в родах в статье:
- «Наша дорогая маленькая Мария»: как пережить потерю ребенка. Опыт Швеции 23.03.2015
Дни с Марией
Это случилось за три недели до родов. У меня была легкая беременность, и в тот день утром я чувствовала себя отлично, как обычно, и делала домашние дела. Примерно в три часа дня у меня резко заболел живот. …У меня была преждевременная отслойка плаценты, и Мария, наша дочка, умерла в утробе. Мне сделали кесарево, хотя даже в этом случае врачи в Швеции стараются, чтобы роды были естественными. Это лучше для физического и психического здоровья мамы. Но мое состояние было тяжелым, врачи спасали мне жизнь, а нашу дочку, которая уже не дышала, отдали Даниэлю. Он был с ней все три часа, пока мне делали операцию.
После этого я должна была остаться в больнице еще несколько дней, и наша дочка была с нами все это время.
Фотограф и священник
…
Помочь себе
Позже я была у психотерапевта, сеансы с которым входили в страховку для беременных. Психотерапия очень нужна. Есть множество вопросов, с которыми нужно что-то делать. Например, отношения с партнером – как давать друг другу пространство, чтобы выразить горе, как поддерживать друг друга. Оказалось, что мы по-разному переживаем горе. Меня очень поддерживали разговоры с друзьями, а Даниель предпочитал одиночество. Он ездил на дачу и занимался делами, связанными со строительством дома, и это ему очень помогало.
Еще один вопрос – это чувство вины. У меня есть медицинское образование, и я потеряла ребенка. Могла ли я сделать что-то, чтобы этого не случилось? Я задавала себе этот вопрос – так, наверное, сделала бы каждая в такой ситуации. Мы работали с чувством вины у психотерапевта. Я думаю, что я сделала лучшее, что могла на тот момент. Я не хочу искать виноватых. Так случилось.
Прощание
Еще через месяц состоялась специальная церемония для друзей и родственников в честь Марии.
…
Жить дальше
В Швеции есть организация для людей, которые потеряли своих детей, Spädbarnsfonden. Члены этой организации многое делают, например, издают журнал, организовывают группы поддержки, поводят церемонии памяти, собирают деньги для исследований и еще много всего. Мне дали контакты этой организации в роддоме, и я к ним обратилась.
Так я познакомилась с другими женщинами с подобным опытом. …
- Беларусь и Швеция имеют примерно одинаковую численность населения – около 10 млн человек. Статистика по младенческой смертности за прошлый год: Швеция заняла 6 место в мире (2,6 случая на 1000 детей), Беларусь – 19 (3,64 случая на 1000 детей).
- В Швеции, как и во многих других европейских странах, акушерки проходят специальное обучение, чтобы знать, как правильно поддерживать родителей, если они потеряли ребенка перед или во время родов. …
- А что у нас? Что входит в понятие «поддержка для женщины, ребенок которой умер в родах» в белорусских роддомах?..
Дополнительные источники обзора:
- Вопросы о смерти ребенка в родах… 20.01.2016
- Как медицинская система искажает факты и защищает себя :: 10.02.2016